Конспект НОД по познавательному развитию "Зимушка-зима"
Цель: обогащение и расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе и поведении животных, приспособлении к зимним условиям жизни.
Задачи:
• Побуждать детей узнавать и называть диких животных;
• Способствовать умению устанавливать, как смена времени года влияет на жизнь зверей в лесу;
• Закреплять понятия – «один», «много»; «широкая», «узкая»
• Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память;
• Воспитывать эмоционально – нравственное отношение к обитателям леса;
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, презентация со слайдами.
Предварительная подготовка: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.
Активизация словаря: широкая - узкая, много – один, дупло, берлога, заснеженное дерево, ель
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)
- А каком времени года загадка?
Дети: О зиме.
(Стук).
Воспитатель: Кто это кто к нам прилетел? Это птичка – снегирь. Так она вся дрожит, замерзла. А вы, ребята, когда шли в детский сад, не замерзли? Расскажите, какая была погода на улице.
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: Тихо, ребята, птичка хочет нам что-то сказать. Она приглашает нас в гости к лесным зверям, посмотреть, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель: Ребята, на улице холодно, и прежде чем отправиться в лес, что нам нужно сделать?
Дети: Одеться потеплее.
Воспитатель: Давайте оденемся потеплее и отправимся в путешествие по лесу. Какую одежду мы наденем, чтобы не замёрзнуть? (Ответы детей.) Правильно.
Воспитатель проводит игровое упражнение, используя стихотворение с движениями.
Новые сапожки наденем мы на ножки.
(Ногу вперёд на пятку – "показать сапожки".)
Тёплый шарф завяжем
(Руки перекрёстно к шее.)
И зиме мы скажем:
(Покачивание из стороны в сторону.)
"Здравствуй, Зимушка-зима,
(Вытянуть руки вперёд, развести в стороны.)
Не боимся мы тебя!"
(Прыжки на двух ногах с хлопками.)
Воспитатель: Вот мы и готовы, тогда пошли. Только, запомните, что в лесу нельзя шуметь.
- Как, вы думаете, почему? Чтобы не потревожить лесных жителей.
Звучит фонограмма звуков леса
Кругом лежит снег, и тропинки все покрыты снегом. А так как снег скрипит, нам в лесу нужно вести себя очень тихо, иначе мы разбудим одного очень большого и сильного зверя. А кого послушайте загадку
Он большой и неуклюжий,
Косолапый и смешной,
Он живет в лесу дремучем,
Очень любит мед пахучий. (медведь)
- Где же медведь, почему его не видно в лесу? (спит )
- А где спит медведь? (в берлоге)
Да, ребята, ходил медведь по лесу, ходил, нет тут ни малинки, ни клубнички, что ему делать? Нечего. Вот и решил медведь залечь спать на всю зиму. Принес в яму веток и сухих листьев, чтобы не замерзнуть и уснул.
- Что медведь больше всего любит? (мед)
Медведь живет в лесу – поэтому это дикий зверь.
Я сейчас вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и скажите про кого она
В серой шубке ходит летом
В белую зимой одет он,
Вот петляет по лужайке
Догадались? Это …. (Зайка).
В лесу живут зайцы. Бегают зайцы по лесу, грызут кору деревьев, ветки.
Скажите, а от кого прячется зайчик в лесу?
Дети: От волка и лисы.
Правильно, а вы знаете, ребята, какого цвета шубка у зайчика летом? (серая)
Летом зайка серый, так ему легче прятаться в травке.
А какая шубка зимой? (белая)
Зимой выпадает снег и все вокруг белого цвета. Чтобы зайчика не нашла лиса и серый волк, он меняет свою шубку и надевает белую, как снег.
Тихо-тихо, я кажется, слышу, что кто-то к нам бежит. Да, это же лиса.
бежит лисичка - рыжая сестричка.
Воспитатель: Лисичка тоже не хочет мишеньку разбудить. Она ходит тихо, на носочках. Воспитатель: Ребята, у лисички какая шубка? (рыжая, пушистая) А хвост у лисички какой? (длинный, пушистый, большой).
Чтобы лисичка не съела нашего зайку давайте лисичку отвлечем и Угостим лисичку? Чем мы угостим лисичку? Рыбкой из пруда.
Воспитатель: Скажем лисичке: «Кушай, лисичка, рыбку!»
Воспитатель: Поиграла лисонька и в лес убежала рыбку кушать.
И зайчик успел убежать и лисичка побежала в лес кушать рыбку.
Заяц подготовился к зиме, он сменил серую шубку на белую, чтобы быть
- А теперь послушайте еще одну загадку:
Что за маленький зверек
по деревьям скок да скок
Он живет не на земле,
а на дереве в дупле.
Кто же это? (белка)
Кто это? (белка). Какая белка? (пушистая, маленькая). Какой хвост у белки? (большой, пушистый-пушистый). Белка живет в дупле на дереве. - Белкин домик называется дупло, белка носит свои запасы в дупло, которое расположено на дереве.
Она прыгает с одного дерева на другое. Что белочка любит, чем мы ее угостим? (грибами, орехами)
Дети угощают белку.
Воспитатель: Скажем: «Угощайся, белочка! Кушай грибы и орехи!»
Воспитатель: Забралась белка на самую высокую елку. Не достанет ее волк, не достанет лиса. Вот какая ловкая белка.
Ой, ребята, нам пора уходить отсюда, здесь опасно.
- Кто это так воет? (волк)
волк сильный зверь. Какая у него шерсть? (густая, серая). А какие у волка зубы? (острые). Чем мы волка угостим, что ему больше всего понравится? (угостим мясом).
Воспитатель: Скажем: «Угощайся, волчок, серый бочок!»
Ребята, вы не замерзли? Мне, кажется, что-то холодно стало, и мороз щиплет за нос. Давайте, вместе погреемся.
Физкультминутка «Мороз»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (Присели)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте) Согрелись?
Чтобы медведю не мешать спать, мы возвращаемся в детский сад.
- Ну вот мы в садик вернулись. Понравилось вам в лесу? Кого вы там видели? Что звери делали в лесу? Как они готовились к холодам? (Выслушиваются ответы детей)
- как называют животных, которые живут в лесу. (лесные животные или дикие)
-Правильно, животные, которые живут в лесу, называются дикими.
Мне понравилось, как вы отвечали, внимательно слушали. Молодцы!
Мне приятно было с вами общаться. Спасибо!